Рипейские
горы — Уральский хребет. Еще в XVII в. была известна область Иссетия,
упоминаемая в русских документах; в XVIII в. эти районы Зауралья входили в
особую Иссетскую провинцию Российского государства.
Не случайно вслед за античной традицией М.В.Ломоносов,
Г.Р.Державин и другие именовали Уральские горы Рипейскими.
Представления античных авторов об обилии золота и
текущих с Рипейских гор потоках в золотых руслах находят прямое подтверждение
не только в многочисленных находках древних золотых изделий в этих областях, но
и в истории «золотого дела» на Урале, где драгоценный металл добывался из
золотоносного песка рек.
До настоящего времени не предпринималось попытки
воссоздания целостной исторической картины Южного Урала. Обратимся к сведениям,
разбросанным в десятках томов древних священных писаний, скрытых в
мифологических и эзотерических символах. Многочисленные совпадения в древних
литературных памятниках разных культур, как и в археологических находках весьма
разбросанных географически мест, оставлены практически без внимания и ждут своих
исследователей.
Уже давно перед учеными стоит вопрос: откуда пришли
индоарии, заселившие Восточное полушарие? Археологические исследования доктора
исторических наук Г.Н.Матюшина свидетельствуют об их миграции с Ура- ла на
территории современного Ирана и Индии. Он сделал этот вывод на основании
распространения микролитов — стандартизированных вкладышевых лезвий из камня,
имеющих форму трапеции, треугольника, ромба и других геометрических фигур. Они
режут дерево, кость и даже стекло, а по твердости уступают лишь корунду и
алмазу. Возраст найденных Г.Н.Матюшиным микролитов около 10-12 тысяч лет, они в
сто и более раз острее самых совершенных стальных скальпелей. Их использовали
народы, населявшие Синайский полуостров, горы Тавра и юга Анатолии, иракский и
иранский Загросы, а также Урал. По количеству обнаруженных микролитов Южный
Урал значительно превосходит вышеперечисленные районы, причем здешние лезвия
подходят для жатвенных ножей Синайского полуострова и наоборот.
Есть основания полагать, что распространение культуры
микролитов происходило с Урала.
Попробуем наложить схему их распространения на
современную карту народов мира. Эта процедура продемонстрирует нам точное
совпадение региона микролитов с территорией, которую занимают индоевропейские
народы в настоящее время.
Если предположить, что расселение индоариев
происходило сУрала, то оно могло идти двумя путями: через Среднюю Азию, Иран и
Индию; а также через Поволжье, Кубань (город Синдика с заселяющими его синдами
Кубани), Кавказ — в Малую Азию (следы чего обнаруживаются в языке хеттов) и
далее в Иран и Индию.
Обратимся к устным сказаниям — поэмам Индии и Авесте.
В них встречается немало описаний природных явлений, характерных для областей
выше 55-56 градусов северной широты, но совершенно необычных для территории
современной Индии и Ирана.
Исследуя геологические, палеонтологические и
астрономические данные, а также анализируя древнейшие литературные источники,
один из создателей «полярной теории» происхождения индоариев, политический
деятель Индии Бал Гангадхар Тилак (1851—1920 гг.) сделал вывод, что обитатели
прекрасной страны — мифической прародины ариев — Айрьяна Ваеджо (Авеста) или
Арьяварта (Веды) пришли с севера и почитались в Индии как мудрейшие Учителя или
Боги. Свои выводы он изложил в книге «Орион» и в монографии «Арктическая родина
в Ведах».
В Ведах и Авесте — эпических сказаниях индоариев —
множество преданий гласит о земле «Хаир» и странах Северного и Южного Хайрата,
как первых государствах на нашем материке. Слова «Хаир», «арии», «Хараити»
имеют общий корень. А Хараити — древнейшее название Уральских гор.
В последние два десятилетия на территории Южного Урала
были обнаружены уникальные памятники культуры: крепость Аркаим близ
Магнитогорска и поселение Синташта. Многие специалисты, отечественные и
зарубежные, считают, что они принадлежат одной из древнейших групп индоиранских
племен. О высокой материальной культуре этих древних городов свидетельствуют их
четко выраженная планировка, хорошо развитые металлургическое производство и
ремесла.
Они обнесены мощным валом (высотой не менее трех
метров), сложенным из крупных глиняных блоков и двойным рядом бревенчатых
частоколов по верхнему основанию стены. Система стока дождевых вод и
водоотстойники, совмещенные, возможно, с канализацией, напоминают древнейшие
города долины Инда — Махенджо-Даро и Хараппа.
Возле Синташты расположен «Большой курган» —
предполагаемое место захоронения древнеперсидского пророка Зороастра. Когда-то
это был грандиозный Храм.
Сегодня же, спустя тысячи лет, его развалины достигают
4,5 метров в высоту, а диаметр равен примерно 120 метрам. Храм был обнесен
глубоким рвом и валом, центральная его часть представляла своеобразную
композицию многоярусных помещений. Наличие солярных знаков на многочисленных
обнаруженных предметах, а также особенности обряда погребения говорят о том,
что объектом поклонения синташтинцев являлось Солнце.
По древним преданиям Зороастр в двадцатилетнем
возрасте отказался от мирской жизни. Однажды, когда ему было тридцать лет, он
отправился в день весеннего праздника за водой. Вошел в реку, а когда вернулся
обратно, перед ним возникло видение — сияющее Существо, которое привело его к
Верховной Сущности и пяти другим излучающим свет Персонам. В тот момент
Зороастр получил откровение и потом начал проповедовать новое религиозное
мировоззрение, получившее название зороастризм. «Для этого я стал принадлежать
Тебе с самого начала» (Авеста, Ясна 44, 11).
Покинув свой народ, который не понял его, он
отправился в странствия и с почтением принимался в других землях. Зороастр
создал религиозно-нравственное учение Авеста, в котором впервые законы этики
были определены как Законы Космоса. Знакомство греков с зороастризмом, по всей
видимости, произошло значительно ранее греко-персидских войн (500-449 г. до
н.э.). Упоминание о Зороастре встречается в произведениях Гермодора и Гермиппа
из Смирны, Ксанфа Лидийского и Аристотеля.
Связь между античными культурами народов
Средиземноморского бассейна и древней цивилизацией на Южном Урале
подтверждается результатами раскопок шестого из девяти культурных слоев Трои,
пережившей многочисленные разрушения и восстановления. Было отмечено резкое
изменение в технике градостроительства, распространение нового вида керамики,
найдены останки домашних лошадей и боевые колесницы.
Удивителен факт, что костяные пластинчатые псалии
(часть узды), обнаруженные в Синташте и в древнегреческом городе-крепости
Микенах — идентичны.
Путь племен из уральских степей, через Южную Украину
до Микен четко зафиксирован огромными могильными ямами с погребениями воинов. А
сохранившиеся в них предметы конской сбруи, более совершенной формы и
украшенные специфическими элементами микенского орнамента, говорят об обратном
импульсе распространения, достигшем Урала.
Н.К.Рерих. «Зороастр»
Существуют сведения о связи Южного Урала с Грецией
периода Микен и о посещении Рипейских (Уральских) гор героями произведений
Аристея, Эсхила, Геродота, Страбона и Плиния. Аристей (7 в. до н.э.) из
Проконнеса, отправившись с берегов Понта (Черного моря) в путешествие, достиг
страны длинноволосых исседонов, одноглазых аримаспов и гипербореев. Рихард
Хеннинг в своем труде «Неведомые земли» говорит, что страну исседонов следует
искать на берегу реки Исеть на Среднем Урале. А поселения аримаспов расположены
ниже, т.е. на территории Южного Урала.
В
древнегреческих произведениях реки, текущие в золотых руслах, золото, которое
стерегут грифы, связывается с Рипейскими (или Рифейскими) горами. Там, в
пещере, находится жилище сурового Северного ветра. А еще дальше, за горами,
помещали море, или океан, и«славившийся баснословными чудесами» народ,
называемый гипербореями.
Вот что пишут об этих землях античные авторы. Геродот
со слов Аристея: «Над исседонами живут одноглазые люди — аримаспы, над
аримаспами — стерегущие золото грифы, а еще выше — гипербореи, простирающиеся
до моря».
Софокл (Трагедия «Эдип в Колоне»): «Как на севере
зимою в море мыс, отовсюду волн прибоем потрясен... То с востока прибой гремит,
то подымется с запада, то от гор Рипейских полуночных».
Плиний: «Перенесемся теперь мысленно через Рипейские
горы и пойдем... по берегу океана».
Он говорит здесь о Северном океане.
Современные ученые по-разному трактуют данные античной
традиции и различно помещают пароды за Скифией (Скифы — группа племен
Юго-Восточной Европы). Б.Н.Граков на основе археологических данных убедительно
показал, что торговый путь из Скифии вел до лесных районов Поволжья и областей
Южного Приуралья. Если принять такое направление торгового пути, исседонов следует помещать в
Заволжье и у Южного Урала или в Зауралье.
Представление о Земле Гекатея (кон. VI в.
до н. э.)
Возможно, справедливо отождествление имени исседонов,
или «исседов» (такая форма также встречается в источниках) с названием реки
Исеть, на которой стоит современный Екатеринбург.
Тогда Рипейские горы — Уральский хребет. Еще
в XVII в. была известна область Иссетия, упоминаемая в русских
документах; в XVIII в. эти районы Зауралья входили в особую Иссетскую
провинцию Российского государства.
Не случайно вслед за античной традицией М.В.Ломоносов,
Г.Р.Державин и другие именовали Уральские горы Рипейскими.
Представления античных авторов об обилии золота и
текущих с Рипейских гор потоках в золотых руслах находят прямое подтверждение
не только в многочисленных находках древних золотых изделий в этих областях, но
и в истории «золотого дела» на Урале, где драгоценный металл добывался из
золотоносного песка рек.
А теперь обратимся к древнеиндийским источникам. В
«Махабхарате» так говорится о великой горе Меру:
Представление о Земле Геродота (V в. до
н.э.)
«На северной стороне, сияя, стоит могучий Меру,
причастный великой доле; на нем обитель Брахмы, здесь душа всех существ
пребывает, Праджапсти, псе подвижное и неподвижное сотворивший... Великий Меру,
непорочная, благая обитель. Здесь заходят и вновь восходят Семь божественных
риши во главе с Васиишюй (семь звезд Большой Медведицы. — Прим. ред.). Гляди,
на этой незапятнанной стороне высочайшая вершина Меру».
Индийские сказания о горах Меру несравненно богаче
сведений о Рипейских горах. «Золотой горой» называют в эпосе Меру. Золотом
блистают ее вершины, золотом и самоцветами украшены ее склоны. В золотых руслах
текут там реки, озера с золотым дном блестят как Луна.
Отсюда берут начала священные потоки, самые чисьые
прозрачные, ибо их воды несутся над чистейшим золотом. Здесь лучшая из рек —
«небесная Ганга», «дочь Мандары», — источник всех вод земли. Отсюда и в мир
людей боги направили великие потоки.
К северу от Меру также простирается обширный океан,
часто его называют Молочным морем. Мудрец и герой, старший из Кауравов —
Бхишма, рассказывая о стране на севере, говорит Юдхиштхире: «Северный склон
Меру, побережье Молочного моря — вот та страна». («Махабхарата»)
В зороастрийской литературе встречаются упоминания о
священных горах Хара Березайти (Высокая Хара, Хараити). Эти сведения содержатся
в некоторых частях Авесты. Вершина Хараити — гора Хукайрья. «Молюсь горе
Хукайрья, преславной, золотой, что поднялась высоко в рост тысячи мужей, с
которой к нам стекает благая Ардви-Сура. Она стремится мощно и столько счастья
носит, сколько все эти воды, что по земле текут» (Авеста, Гимн Ардви-Суре).
Хараити создана самим Ахурой Маздой — величайшим
богом, творцом вселенной. Вокруг нее он проложил пути для светил —
быстроконного Солнца, Луны и звезд.
И по индийской традиции бог-создатель Брахма сам
определил пути движения светил над Меру. Как Солнце-Сурья никогда не покидает
Меру, так и Солнце-Хвар в своем, полете «по созданной Маздой дороге» постоянно
обходит Хараити. Здесь пребывают многие великие боги. Ее вершины подобно
сияющим пикам Меру и Рипейских гор покрыты золотом. Зороастрийская традиция
сообщает и об озерах, реках и потоках, текущих в золотых руслах на высокой
Хараити.
Отсюда берут начало великие земные реки.
Хребты Хараити и Меру протянулись по всей земле с
запада на восток. То же рассказывали греки о Рипейских горах. И вместе с тем
эти горные массивы находятся на севере.
Интересно сопоставление сведений о чудесной стране,
содержащихся в зороастрийских, греческих и индийских источниках.
«На светящейся Высокой Харе нет ни ночи, ни тьмы, ни
холодного ветра, ни знойного, ни болезней, ни созданной дайванами (злыми
богами) скверны, и не поднимается туман от Высокой Хары», — гимны богам Митре и
Рашну (Авеста). Страна эта — у северного моря Воурукаша.
«Махабхарата»: «Священная обитель находилась на склоне
Меру, владыки гор»; «Северный склон Меру, побережье Молочного моря».
«Страна блаженных» существовала и за Скифией, в
дальних северных областях за Рипейскими горами. Античные авторы называют этот
«счастливый народ» гипербореями. Упоминание об этой стране встречается у
Аристея, Дамаста, Гелланика, Геродота, Помпония Мелы, Плиния и др. Хотя «страна
блаженных» располагалась далеко на севере, она обладала счастливым климатом,
была свободна от холодных и знойных ветров.
Во всех источниках это — благая страна небожителей.
Туда могли попасть живыми лишь самые выдающиеся и справедливые герои.
При сотворении мира ранее всех была создана Харашпи.
Все остальные горы выросли из нее и были соединены с ней подземными корнями:
«Сперва гора восстала, ... Высокая Хараити поднялась на земле, что окружает
страны с заката до восхода» (Авеста, Гимн Хварно).
Сходное представление было и у индийцев: хребты Меру
возникли первыми при сотворении мира, а корни их уходят далеко в глубь земли и
соединяют Меру с другими горами.
Возможно, здесь содержится указание на первые
государства нашего материка, явившиеся прародиной ариев.
Если понимать эти священные горы древних не только в
материальном, но и в духовном смысле, то они могли бы символизировать также
первое Великое Духовное Учение нашей (пятой или арийской) расы и (или) место
его возникновения. Конечно, этим не исчерпываются все возможные истолкования,
ибо древние Священные Писания необычайно сложны и многоплановы.
Множество сходных деталей и сюжетов в античной,
древнеиндийской литературе и в Авесте говорит о единой общеарийской традиции.
Есть основания полагать, что Рипейские горы, Меру и Хараити — одни и те же
священные горы древних ариев. А Рипейский хребет идентифицируется как
Уральский.
Название «Рипы», «Рипейские» сначала считалось
греческим. Однако оно встречается и в древнейшем памятнике индийской литературы
«Ригведы», более раннем, чем упоминавшиеся произведения античных авторов:
Агнц (бог Огня) «охраняет желанную вершину Рипы, место
Птицы; он, бодрый, охраняет путь Солнца; он, Агни, охраняет в центре
Семиглавого; он, превосходный, охраняет веселье богов» («Ригведы»,
Угимн III книги). Не исключено, что в «Ригведе» слово «Рипы» имеет
нарицательное значение — «гора». Слово «реп» в значении «гора» имеется и в
языке хантов — одного из народов угорской ветви финно-угорской языковой семьи.
Формирование угорских племен происходило на территории между Волгой и
Зауральем, примерно в том же ареале, где в скифское время обитали исседоны и
аргиппеи. По своему происхождению финно-угорские языки не связаны с арийскими,
но лексические совпадения свидетельствуют о глубоких, длительных и
многообразных контактах финно-угорских и арийских племен.